Главная Ваш Е-офис ПС-Банк Образование и наука Контакт

ВизиткаОпросыПочтаПубликацииГруппы

06.10.2010 13:19 - Урок физики в 8 классе "ИСПАРЕНИЕ И КОНДЕНСАЦИЯ"

Рейтинг публикации: популярно (0), полезно (0)

Автор: Матвеев Андрей Михайлович

Задачи урока: обеспечить усвоение процессов испарения и конденсации; понимание причины понижения температуры тела при испарении; поглощения энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации пара;

развивать самостоятельность учащихся; мышление; умение делать выводы;

показать значение изучаемого материала в жизни животных и растений.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

для фронтальных работ: стакан с водой; пипетка; пипетка со спиртом; листы бумаги – 2 шт.; веер бумажный; термометр, резервуар которого обернут марлей; кусок марли;

психрометр, спиртовка, штативы – 2 шт., колба, пробка с отверстием, стеклянная трубка, кусок стекла.

Ход урока.

I. Постановка проблемных вопросов.

1) Зачем для предохранения продуктов от порчи в жару их иногда покрывают влажной тканью?

2) Почему, выходя из воды даже в жаркий день, мы чувствуем холод?

II. Актуализация опорных знаний.

Ответьте на вопросы:

1) Все ли молекулы движутся с одинаковой скоростью? (Понятие "средняя скорость").

2) Как связаны скорость движения молекул и температура тела?

3) Как связаны температура и внутренняя энергия тела?

4) Как связаны изменение скорости движения молекул и их кинетическая энергия?

III. Постановка целей урока

Выяснить, от чего зависит скорость испарения жидкости?

Какие изменения энергии происходят при испарении и конденсации?

IV. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя об испарении.

2. Фронтальная экспериментальная работа.

Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости

от рода жидкости, площади ее свободной поверхности, температуры и скорости удаления паров.

Приборы и материалы: 1) стакан с водой, 2) пипетка со спиртом, 3) пипетка, 4) листы бумаги – 2 шт., 5) веер бумажный.

1. Нанесите пипеткой на лист бумаги по капле воды, спирта и наблюдайте за их испарением. Какая жидкость испаряется быстрее?

2. Нанесите пипеткой по капле спирта на разные листы бумаги и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого расположите один лист бумаги вертикально, чтобы капля растеклась по нему. Наблюдайте за испарением капель. Какая капля испарилась быстрее?

3. Нанесите пипеткой по капле спирта на ладонь и лист бумаги. Какая капля испарилась быстрее? С чем это связано?

4. Нанесите пипеткой по капле спирта на два листа бумаги. Один лист отложите в сторону, а возле второго помашите бумажным веером до полного высыхания капли. Какая капля испарилась быстрее? Почему?

5. Сформулируйте вывод: от чего зависит скорость испарения жидкости.

Вывод (записать в тетрадь): скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости, площади ее свободной поверхности, температуры и скорости удаления паров.

3. Фронтальная экспериментальная работа.

Наблюдение поглощения энергии при испарении жидкости.

Приборы и материалы: 1) термометр, резервуар которого обернут марлей; 2) пипетка со спиртом; 3) стакан с водой; 4) кусок марли.

1. Заметьте начальное показание термометра.

2. Смочите спиртом марлю, которой обернут резервуар термометра.

3. Заметьте наименьшую температуру, которую через некоторое время покажет термометр.

4. Оберните резервуар термометра сухой марлей и повторите опыт с водой.

5. Ответьте на вопросы:

1) Как изменяется температура жидкости при ее испарении? Объясните причину изменения температуры жидкости при ее испарении.

2) Одинаково ли изменяется температура воды и спирта при их испарении? Как можно объяснить наблюдаемое различие?

3) Как изменяется внутренняя энергия жидкости при ее испарении?

Вывод (записать в тетрадь): при испарении жидкости ее внутренняя энергия уменьшается.

4. Объяснение учителя:

психрометр – прибор для измерения влажности воздуха.

5. Сообщения учащихся о роли испарения в жизни растений и животных.

6.Объяснение учителя: конденсация. Демонстрация: конденсация воды.

7. Предъявление опорного конспекта.

V. Формирование умений и навыков

1) Ответить на проблемные вопросы.

2) Решение задач.

1. Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате?

2. Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?

3. Мокрое белье, вывешенное зимой во дворе, замерзает. Но через некоторое время оно становится сухим даже при сильных морозах. Чем это можно объяснить?

4. В двух одинаковых тарелках поровну налиты жирные и постные щи. Какие щи быстрее остынут? Почему?

5. Зачем вспотевшую после езды лошадь покрывают на морозе попоной?

6. Сырые дрова горят хуже, чем сухие. Почему?

7. Почему вода в бутылке, плотно закрытой пробкой, не испаряется?

8. В один стакан налили эфир, а в другой воду (температура жидкостей одинакова). В стаканы опустили термометры. Какой из них будет показывать более низкую температуру?

9. Почему обтирание лица даже теплым одеколоном вызывает ощущение прохлады?

10. Почему белье очень медленно сохнет, если оно сложено в кучу?

11. Для чего летом после дождей или полива приствольные круги плодовых деревьев покрывают слоем перегноя, навоза или торфа?

12. Герой кинофильма "Матрос Чижик", желая определить направление очень слабого ветра, смочил с одной стороны палец и, держа его вертикально на воздухе, стал медленно поворачивать. Как эти действия помогли ему определить направление ветра?

13. Почему в сухом воздухе человек выдерживает температуру, превышающую 1000 С?

14. Почему водой можно погасить костер?

15. Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем?

VI. Итоги урока:

В чем заключаются процессы испарения и конденсации жидкостей?

Почему испарение происходит постепенно, а не мгновенно?

От чего зависит скорость испарения жидкости?

Как изменяется внутренняя энергия при испарении и конденсации?

VII. Задание на дом: §40, задание на с.109, №167-172.

Оцените публикацию: [+] [-] [полезно]
Ваша оценка:


+комментировать


Главная | Ваш Е-офис | ПС-Банк | Образование и наука | Контакт
«ПрофиСтарт» Республика Бурятия, 2009