Главная Ваш Е-офис ПС-Банк Образование и наука Контакт

ВизиткаОпросыПочтаПубликацииГруппы

17.06.2010 9:02 - Из опыта работы по осуществлению личностно-ориентированного подхода к обучению английского языка.

Рейтинг публикации: популярно (0), полезно (0)

Автор: Степанова Галина Андреевна

План:

1.Концепция учителя по теме./кратко/

2.Индивидуально-тематические планкарта.

a) обоснование

3.Тематический план цикла личностно-ориен-тированных уроков.

a)обоснование

4.разработка личностно-ориентированного урока /кратко/

а)обоснование –анализ урока с точки зрения его личностной ориентированости.

Для того, чтобы осуществлять личностно-ориентированное обучение, нужно изучить каждого ребёнка в отдельности как и

особенности семьи и социальной сферы. Для этого провожу изучение при непосредственном участии родителей- через анкетирования; психолога- через тестирования и классного руководителя -через беседы. Таким образом у меня складываются 3 аспекта изучения: индивидная, личностная и субъектная. По результатам данной работы составляется мониторинг учащихся (диагностики на каждого ученика).На основании данного мониторинга составляю учебный прогноз и далее индивидуально-тематический план карту, например:

Фамилия.

Учебный прогноз Объект изучения

Диагности

ка из-ия на д.момент. Предпо-лагаем.ур. изуч-ия. Способы проверки. Результаты.

я

з

ы

к.

зн. Веприкова Принятие инструкций затруднено, есть неуверенность.

Всё время переспрашивает. Произвольное внимание развито.То,что нужно,запоминает,но навыки концент-

рации, распределения внимания сформированы не совсем чётко,не способна быстро включиться в мыслительную деятельность,возможны недостатки в сравнении,ана-лизе,классификации.

1.Прила-гатель-ные

2.Глагол Ур-нь под-становки

Ур-нь подстанов-ки Ур-нь транфор- мации

Тестиро-вание

+

+

р

е

ч

е

в.

д

е

я

т

-

т

ь. 1.О школе.

2.О планах

на буду-щее

3. О Ве-

ликобри-

тании

Уровень понимания

Уровень примене-ния в речи.

Вопросо-ответный

Монолог- ая речь.

+

+

Ясно что, работая с данной категорией уч-ся, учитель будет обращать больше внимания на чёткость инструкций, оказывать влияние на распределение и концентрацию их внимания, искать более яркие способы для развития анализа,синтеза,сравнения и т.д.

Данная тематическая план - карта удобна для дополнительных занятий с желающими заниматься индивидуально.

Как же проводить урок с учётом индивидуальных особенностей и личной ориентированности в классах,где присутствуют разные уч-ся? Для этого составляю специальный тематический план,по вертикали идут виды индивидуализации:индивидная,личностная и субъектная; которые также имеют несколько существенно важных разделов,по горизонтали:содержание,методы и способы совместной

деятельности учителя и уч-ся, направленные к цели достижения уроков.

Виды ин-

дивидуали-

зации. Цикл уроков по теме: «Спорт»

Уроки по формированию навы-ков. Уроки работы над текстом. Уроки по развитию речи.

Лексика. Грамматика. Монол. Речь. Диал. Речь.

Л

и Учёт контекста деят-ти. Известн. Всем события прохо-дящего чемпио-ната по любому виду спорта, как основа для рече-вой зарядки, рас-сказа, семанти-зации лекс./ед. Обсуждение итогов конкурса «Ученик года»,как основа тренир. упр.для усвоения степеней сравнения. Привлечь к работе над текстом материалы подготовки к след.сорев-нованиям. Участие в школьн. соревнованиях как стимул для выска- зываний уч-ся на английском. Участие в школьных соревн.,как средство для вопросо-отв.

Упр-ий.

Ч

н

о

с

т

н. Учёт жизн-го

опыта. Использование опыта участия отд. Уч-ся в спортивных соревнованиях при проведении тренировочных упр-ий. Использов-ие в дом./з.

фактов просмотра поТ.Vсп/сор. Сообщение о личн.

опыте участия в шк. или район.сор-ях или опыте друга или знакомого

Занятия спортом в секциях,как основа для обсуждения.

Учёт мотива-ций. Использование предварительно выявленных мотивов к изучению ин-го языка в качестве допол-нительных воздейсвий при выполнении различных упр-ий, например для желающих поступить в спортколледж и стать тренерами ил спортсменами.

. Учёт сферы интересов. Упр-ия типа: «Совпадают ли наши интересы»

Сравнение интересов или спортивных воз-можностей. Чтение текстов по интересам. Рассказы уч-ся о своих любимых спортсменах /с исп. доп.мат-ла. Ролевая игра: «Пресс-конфере-нция с любимым

спортсменом.

С

у

б

ъ

е

к

т

н. Учёт опыта операцион-ного

действия. Работа с индивидуальными

карточками с учётом пробелов уч-ся.Организация

повторения и связь

с изучаемым мА-териалом. Систематизация с сопутствующ-им повторением.

Обучение составлению алгоритмов

действий при

выполнении гр.

упражнений. Инструктаж

«Как рабо-тать с незнакомым текстом.»

Использование более сильного

уч-ся в роли

консультанта. Обучение спо-собам передачи

текста /коллажирования,

аккомодации и т.д./

Для разн. групп-

разн.уровни. Обьяснение техники работы

в парах с раздаточным материалом.

И Учёт мы-слительных

спос-тей Для уч-ся со слабо-

разв. догадкой – метод логарифм.

линейки Раздат.упр-ия в зависимости от способн-тей к

Абстрагированию. Работать по уровням пони-мания текста. Использование

логико-коммуникатив-ных схем. Использование

функциональных опор.

н

д

и

в

и

д Учёт памяти. Более частый вызов уч-ся с низкой аудитивной

памятью при закреплении.

Игры для закреп-ления,обобщения

и систематизации

грамматического

материала. Составл-ие

планов переск.

опорных консп

для плохо за-поминающих. Аудиокассета или опорн.консп.

для развития мо-

нолог/речи. Речевые клише,

Образец –микродиалог./для

развития памяти./

н. Учёт вниматель-ностей. Метод кроссвордов. Тесты на внимательность

при выполнении

гр. упр-ний. Чтение с контролерами внимательности. Создание «ситу-

аций отклика» при моновысказывании Развитие оце-ночных суждений.

Как известно, тема на уроках английского языка охватывает цикл уроков,поэтому такой план составляется на каждую тему,а поскольку рабочая программа идёт по общим требованиям с календарным распределением на каждый урок,то тематический план (c учётом индивидуализации) и рабочая программа учителя существуют у меня параллельно.

Такой тематический план с учётом личностной ориентированнос-

ти и индивидуальных возможностей уч-ся по желанию можно объединить

с рабочей программой учителя и тогда рабочая программа будет содержать не только содержание уроков и методы работы,но и конкретно отобранный материал именно для «этих» ребят ,а также конкретно отобранные методы.

Таким образом рабочая программа учителя станет не только более творческой,но и оживится ,станет более адресной.

Считаю,что индивидуализация обучения является единственным средством актуализации потенциальных возможностей каждого ученика. Она ведёт к мобилизации резервов его психического развития.

Но тематический план или суждения о рабочей программе ещё

не в полной мере отражают работу учителя по личностно- ориенти-

рованному обучению.Поэтому предлагаю вашему вниманию один из

уроков по экологической теме и анализ личностно-ориентированной направленности этого урока.

Задачи урока:1.Развитие коммуникативных уме-

ний по теме: «Экология».

а)развитие навыков монологи-

ческой речи.

б)развитие навыков диалогической

(полилогической) речи

2.Воспитывать экологическую

культуру.

3.Развитие навыков общения на инос-

транном языке (в поведенческом ас-

пекте – соблюдение речевого этике-

та.)

Оборудование: 1.Памятка-Правила ролевой иг-

ры.

2.Памятка- Клише речевого эти-

Кета.

3.План беседы за круглым столом.

Размещение группы в период ролевой игры: сто-

лы располагаются по кругу,в цент-

ре может находиться учитель.

План урока:

1.Оргмомент –Сообщение целей урока.

2. Фонетическая отработка произношения лексических

и фразеологических единиц.

Снятие трудностей произношения.

3.Упражнения на отработку ритмики предложений с

данными фразеологизмами.Тренинг интонации английского предложения.

4.Обьяснение правил ролевой игры.

5.Заслушивание реферата Березовской о загрязнении окружающей среды

с небольшим импровизированным обсуждением.

6. Круглый стол.

1.О загрязнении воздуха.

2. Кислотные дожди.

3.Отходы.

4.Загрязнение воды.

5.Утечка электроэнергии.

6.О пестицидах

7. Подведение итогов.

7. Краткий анализ и подведение итогов урока.

Выбранные роли:

Андриана Гати. – представитель из

Нью-йорка,22г.

Кейт Гэрет. –учёная из Вашингтона,

28 лет.

Джо Белл.- директор Зелёной Школы.

Ди Уэст. –Мексика, 35 лет.

Патриция Шэннон.- Филадельфия, 30 л.

Питер Уотсон.-Атланта,40л.

Мистер Иванов – Россия.

Правила ролевой игры:

1)Учащиеся должны уметь поставить себя в воображаемую ситуацию или в ситуацию, которая может возникнуть.

2)Учащиеся должны адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других - взять на себя воображаемую роль.

3)Участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы всё происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли.

4)Участники игры должны концентрировать своё внимание на использование единиц иностранного языка в целях коммуникации.

5)Участники ролевых игр должны иметь в запасе собственные клише, чтобы суметь отразить любую реплику или употребить как вводную фразу для высказывания.

6)Следи за правильными произношением и интонацией английского предложения.

7)самое главное – НЕ БОЯТЬСЯ! Стоит понемногу активизировать свою речь, языковой барьер уйдёт сам по себе.

Речевые клише – памятка.

Ключевые вопросы: 1. У вас есть вопросы?- англ . вариант.

2. У вас будут дополнения?- англ. вариант.

Сообщения

(для реакций на сообщения потребуются след. клише)

Согласие:

Несогласие: Удивление: Переспрос

Yes, indeed. Nonsense! Is it really so? или

It is really so! Impossible! You are kidding!? просьбы:

It goes without I can’t agree Really?

Saying. It’s out of the question Oh! What you are saying!

Quite so! You don’t say so!

Will you repeat?

Excuse me I haven’t heard.

Please, repeat it!

May I ask you a question?

Эти памятки и речевые образцы присутствуют на уроке. Уч-ся могут пользоваться ими. Опережающие домашние задания обеспе-чивают подготовленность реферата и сообщений.Но подготовленные сообщения- это,лишь скелеты высказываний. Дети должны варьировать речевыми образцами,трансформируя свои высказывания.

И главным образом оцениваются степень импровизации и спонтан- ность. Но нас интересует, как осуществляется индивидуализация на данном уроке,о чём я буду говорить в самоанализе .

Самоанализ

Считается,что почти все уроки английского языка должны быть

коммуникативно-направленными за исключением уроков, на которых вводится и отрабатывается языковой материал. Поэтому на базе языкового материала по теме: «Экология» ставилась цель развития коммуникативных умений на данном уроке. На предшевствующих

уроках давались задания составить примерный перечень вопросов,давались темы сообщений по выбору, подбирались всевозможные речевые образцы.

Форму проведения урока выбрала по ситуативно- ролевой мето-дике. Формами устно-речевого общения должны были явиться:

а) восприятие на слух сообщений по выбранной теме.

б)реакции любого рода на данное сообщение (дополнение,согласие ,

несогласие)

в)монологовая или диалоговая форма.

г)полилоговая на начальной стадии форма. На предварительном

этапе работы обрабатывался лексико-грамматический материал.

Из опыта работы замечено,что большое желание общаться на

английском вызывает отработанное произношение и правильная интонация английского произношения.Поэтому и в подготовитель-

ный период и на самом уроке я много уделяю времени фонетическ-

ой отработке произношения, интонации и ритмики английского

предложения. В начале урока обьясняю цели урока на русском, что-

бы поняли все. После обьяснения целей и 2-х этапов работы над

фонетическим материалом перехожу к обьяснению правил игры –

считаю,что это является этапом психологической настройки и

релаксации. Перед активной работой не только органов речи, но

и мышления необходимо поработать и над развитием внимания.

Далее следует сама игра. С этого момента речь идёт только на английском( за исключением представителя России).Каждый из

участников круглого стола,после озвученного вопроса,- встаёт и

представляет себя:кто он(а), откуда ,сколько лет,а затем сле-

дует ответ на вопрос или его мнение .По каждому вопросу- сооб-щению участники конференции дают свои реплики в разной степени развёрнутости.Для подготовки в дальнейщем подобных уроков

делаю следующие выводы:1. Больше работать над составлением

вопросов разл. типа. 2. Оценочно-аналитические суждения уч-

ся должны быть более распространёнными. В целом же ролевая

игра получилась.Как же было запланировано воплощение индивиду-ализализаций на уроке:

1 . личностная индивидуализация. Задачей являлось направ-ление деятельности уч-ся на более творческий характер( не просто

воспроизведение заученных фраз.)

а) Учёт сферы интересов: Уч-ся сами выбирают темы для

изучения и более полного высказывания.

б) учёт жизненного опыта: Давались задания использовать в своих сообщениях факты из жизни.

в) учёт мотивационнй сферы: Стимулировалось желание

выглядеть по деловому и говорить на английском свободней и краси-

вей.

2. Субъектная индивидуализация. Задачей являлось направ-

ление учебной деятельности на «зону ближайщего развития»,

чтобы уч.материал представлял посильный, но достаточно труд-

ный процесс,вызывающий и психическое напряжение и удовлетво-

рение от результата .

а) учёт опыта операционного действия: алгоритмизация уч.

работы,доведение до автоматизма./ подготов. период/

Общий алгоритм: Конкретный алгоритм:

1. Условно-речев. упр. 1. Вспомнить необходимые слова.

2.Речевые упр-ия. 2.Вспомнить схему составления

3.Устная речь вопр. предл. в данной видо-врем.

форме.

3.Вспомнить специфику произно-

шения и интонации

4.Задать вопрос. У отд. учеников

займёт1сек.,у др.3- 4 сек. Зависит

от степени автоматизации.

3.Задачей индивидного аспекта являлось формиро-

вание глубоких положительных мотивов,ведущих к дальнейще-

му развитию памяти,мышления и внимания.

а)Учёт мыслительных спосособностей,внимания и памяти.

Мисюркеева –имеет способность к абстрагированию

дана роль переводчика.

Андрёнова,Дашиева, Халзаев,Шайбонова – отличаются

хорошей памятью,даны роли с использованием функциональной

опоры в уме.

Фёдоров ,Крупенников – память и мыслительные операции требуют дополнительной опоры,даны роли со зрительной опорой.

Березовская –слабая память,дана роль подготовки доклада

и чтения на конференции .Будет чувствовать больше уверенности ,

психическое напряжение будет направлено только на прочтение,а

основная работа должна быть проделана дома.

Таюрский –имеет пробелы из-за того ,что определённый пе-

риод не изучал,дана роль представителя России.

Базаров,Павлов,Субочев –рассеянная внимательность,отсут-

ствие непроизвольной памяти ,даны роли гостей,требуется максимум активизации на уровне кратких реплик и оценочных суждений.

Всестороннее развитие личности лежит в основе личностно-ориентированного обучения, которая заключается в том, чтобы

выявлять сильные и слабые стороны иноязычных способностей конкретного ученика, совместно с ним терпеливо преодолевать трудности, опираясь на всё крепкое и прогрессивное, заложенное в данной личности.

Оцените публикацию: [+] [-] [полезно]
Ваша оценка:


+комментировать


Главная | Ваш Е-офис | ПС-Банк | Образование и наука | Контакт
«ПрофиСтарт» Республика Бурятия, 2009