Главная Ваш Е-офис ПС-Банк Образование и наука Контакт

ВизиткаОпросыПочтаПубликацииГруппы

22.06.2011 20:06 - Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Рейтинг публикации: популярно (0), полезно (0)

Автор: Скок Елизавета 

Скок Елизавета, ученица 6 класса

Оглавление

Введение.

Основная часть

Художественное своеобразие тургеневского пейзажа в рассказе «Бежин луг»

Картина раннего летнего утра.

Картина ясного летнего дня.

Картина летней ночи

Значение природы в рассказе «Бежин луг»

Заключение.

Литература

Введение.

«Природа – единое чудо и целый мир чудес…Чем

была бы природа без нас, - чем были бы мы без

природы? И то, и другое немыслимо!..

И.С. Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев искренне, самозабвенно и нежно любил русскую природу. С большой художественной силой и глубиной отразил Тургенев всю неяркую и неброскую красоту природы средней полосы России. Природа в его произведениях является еще одним героем в системе персонажей.

По словам В.Г. Белинского, «он любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу…»

Функция пейзажа у Тургенева необыкновенно разнообразна: то пейзаж оттеняет душевное состояние героя, то несёт социальную функцию, то пронизывается философскими размышлениями.

Цель работы:

Наблюдая и исследуя текст рассказа Тургенева «Бежин луг», определить художественное своеобразие тургеневского пейзажа, определить роль тропов при изображении природы в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг»

Задачи:

1. Выяснить какие тропы использует И.С.Тургенев при создании картин природы в рассказе;

2. Определить, какому виду тропов автор отдает предпочтение для изображения картин природы и чем определяется отбор автором тех или иных средств языка.

3. Определить роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева.

Для решения поставленных целей и задач я изучила следующую литературу:

1. Р.И. Альбеткова Русская словесность. От слова к словесности. –М.: Дрофа, 2004г.

2. С.П.Белокурова Словарь литературоведческих терминов. – С-П.: Паритет, 2007г.

3. Т.Ф.Курдюмова И.С.Тургенев. Русский язык. Бежин луг. – М.: Просвещение, 1976г.

4. Л.А.Капитанова Тургенев в школе. – М. : Дрофа, 2002г.

5. И.С. Тургенев Бежин луг - М.: 22005г..

6. Интернет -ресурсы

Методы исследования:

1) аналитическое чтение литературы и контекстуальный анализ текста,

2) поисковый метод,

3) дифференциация по признаку.

Объект исследования:

Произведение И.С.Тургенева «Бежин луг»

Предмет исследования:

Описание пейзажей в рассказе «Бежин луг».

- Актуальность Литература - это искусство слова. В произведениях художественной литературы образность речи достигается средствами художественной выразительности.

- Современным школьникам необходимо знать литературоведческие термины, поэтому тему «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» я считаю актуальной. Работа по этой теме помогает не только увидеть красоту родной природы, но и понять какими средствами это достигается.

Основная часть

Художественное своеобразие тургеневского пейзажа в рассказе «Бежин луг».

В рассказе Тургенева «Бежин луг» русская природа дана в богатстве красок, звуков и запахов, изображение пейзажа насыщено тропами.

В чем же художественное своеобразие тургеневского пейзажа?

Какое богатство цвета в картине раннего утра: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света… всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы…» *(5)

Величавая тургеневская ночь пронизана разными звуками: «Кругом не слышалось почти никакого шума…Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали». А вот как весело и шумно пробуждается у Тургенева ясное летнее утро: «Все зашевелилось, проснулось, запело, словно… обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола».

Любит Тургенев говорить и о запахах изображаемой им природы. Описывая летний день в «Бежином луге», он замечает: «В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости».

Природа у Тургенева изображается в движении, в сменах и переходах от утра ко дню ото дня к вечеру, от вечера к ночи: с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ее полнокровной жизни.

Анализируя композицию рассказа, можно выделить следующие значения и функции пейзажных зарисовок:

Композиционная часть

1.Утренний и дневной пейзаж прекрасного июльского дня

2.Ночной пейзаж

3.Второй ночной пейзаж и переход в утренний пейзаж

Значение, функции

1.Экспозиция произведения, собственно эстетическая функция

2.Завязка эпического сюжета, передача чувства и настроения автора, собственно эстетическая функция.

3.Собственно эстетическая функция, сопоставление состояния автора с состоянием природы.

Таблица наглядно показывает, что пейзажные зарисовки кроме эстетических функций, передают чувства, настроения автора, участвуют в решении проблем отношения человека к природе, писателю удалось показать незримую связь состояния человека и состояния природы.

Картина раннего летнего утра.

Писатель описывает два тёплых погожих июльских утра, следующих одно за другим. Одно из этих описаний начинает рассказ, другое завершает. Они различны, потому каждое из них выполняет свою задачу.

Июльское утро (начало рассказа)

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра...

Июльское утро (конец рассказа)

… Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Всё стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса́, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади, по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, — полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света...

Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола…

Описание первого утра насыщено эпитетами, но это не цвет, не краска – это очень тонкое описание общего облика утра. В этом описании мы видим только небо – именно там ищет примет погоды человек. Оно не только поэтично, оно точно до последней самой крохотной детали, полностью совпадает с записями народных примет. Во втором описании втрое меньше эпитетов, но больше цвета: оно ярче, пестрее, веселее. Луг, холм, лес, дорога, кусты, река, пробуждающаяся жизнь. «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило!» Красота, поэзия, яркость радуют человека в этом ослепительном круговороте природы. Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.

Картина пробуждения утра

в олицетворениях

«Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; «и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»

в метафорах

«Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; «полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»

При этом количество эмоциональных эпитетов превышает количество изобразительных.

Эмоциональные эпитеты

«свежая струя», «живые звуки», «жидкий ранний ветерок», «…легкой, веселой дрожью», «…горячего света», «чистые и ясные…звуки колокола», «Бледно-серое небо».

Изобразительные эпитеты

«…обагренным кустам..», «полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света…»

Выводы: выбор писателем олицетворений, метафор и эмоциональных эпитетов обусловлен целью художника: показать процесс пробуждения природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны.

Картина ясного летнего дня.

Описание летнего дня дано в самом начале произведения. Это самая небольшая пейзажная зарисовка.

Был прекрасный июльский день…Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда.

В этой картине у Тургенева преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой, выделим эпитет вместе с существительным и глаголом, которые он определяет.

Эпитеты в картине летнего дня

При существительных

«Прекрасный июльский день»; «круглых высоких облаков», «золотисто-серых», «с нежными белыми краями» «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый»

При глаголах

Они (облака) «ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца»,

« алое сиянье стоит»,

Эпитеты в картине летнего дня

Эмоциональные эпитеты

«прекрасный…день», «небо ясно», «…кротким румянцем», «могучее светило», «Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый…», «облака…неопределенные».

Изобразительные эпитеты

«…появляется множество…облаков, золотисто-серых…», «…лазурны…» (об облаках), «голубоватые полосы», «розовыми клубами», «алое сиянье»

Выводы: в обрисовке ясного летнего дня автор использовал преимущественно эпитеты, так как преследовал цель показать наиболее яркие признаки летнего дня. Тургенев предпочтительно пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее.

Картина летней ночи

Самая большая пейзажная зарисовка – картина летней ночи. Тургенев изображает природу глубоко правдиво. При изображении наступающей ночи автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением:

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота… каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе…» Писатель в данном случае не столько стремится изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает. Выделим из описания надвигающейся ночи все образные выражения:

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка.

Сравнение

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»

Метафора

«Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»

Олицетворение

«На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, одни сползались туда для тайного совещания»

Эпитет

«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»

Картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.

Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел, наконец, на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума…».

Тургеневскую ночь мы видим, слышим, обоняем. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очарованы ею и его герои.

Выводы: при описании ночи автор использует сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты. При помощи этих изобразительных средств писатель передает и тревожный ночной пейзаж и спокойно-величавые картины природы.

Значение природы в рассказе «Бежин луг».

Пейзажи в рассказе Тургенева «Бежин луг» лиричны. Они согреты глубоким чувством любви. Природа дана в богатстве красок, звуков и запахов, изображение пейзажей насыщены тропами.

Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель больше использует олицетворения, отглагольные метафоры и эмоциональные эпитеты. Это оправдано целью художника – показать сам процесс пробуждения и оживления природы.

В описании картин летнего дня преобладают эпитеты в сочетании с метафорой, что помогает выразить свое впечатление и отметить наиболее яркие признаки природы, богатство красок в один из летних дней.

При изображении же ночи характер и значение изобразительных средств уже иные, так как автор хочет показать не только картины природы, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, следовательно, нет необходимости использовать яркие изобразительные эпитеты. Тургенев для передачи тревожных чувств пользуется целым комплексом языковых средств: эмоциональными эпитетами, сравнениями, метафорами и олицетворениями.

Таким образом, сам отбор изобразительных средств у Тургенева, как мы убедились, внутренне обоснован и играет огромную роль в описании природы.

Для чего, с какой целью Тургенев ввел в свой рассказ обширные описания картин природы? Жизнь крестьянских детей, в отличие от городских, всегда связана с природой, и в рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду.

Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показывать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей.

Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего дня – чувство радости жизни. Таким образам, картины природы вызывают те или иные настроения автора.

Рассказ начинается с изображения «раннего утра» «прекрасного летнего дня» и заканчивается изображением ясного летнего утра. Значит, пейзаж служит зачином и концовкой произведения.

Заключение.

Итак, природа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» служит не только фоном, но и воздействует своей красотой и таинственностью на воображение мальчиков и рассказчика, определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку.

Служит фоном жизни героев рассказа – крестьянских детей. Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей таинственностью, предрасполагая их к рассказам о страшном. Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку.

Тургенев любил родную природу, он в ней видел залог великого будущего своей родины, верил в простого русского человека, который умеет видеть и слышать всё, что вокруг него, умеет жить в согласии с природой, ощущать себя частью природы, потому что

«Природа – единое чудо и целый мир чудес…Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то, и другое немыслимо!».. И.С. Тургенев

1. Р.И. Альбеткова Русская словесность. От слова к словесности. –М.: Дрофа, 2004г.

2. С.П.Белокурова Словарь литературоведческих терминов. – С-П.: Паритет, 2007г.

3. Т.Ф.Курдюмова И.С.Тургенев. Русский язык. Бежин луг. – М.: Просвещение, 1976г.

4. Л.А.Капитанова Тургенев в школе. – М. : Дрофа, 2002г.

5. И.С. Тургенев Бежин луг - М.: 1975.

Оцените публикацию: [+] [-] [полезно]
Ваша оценка:


+комментировать


Главная | Ваш Е-офис | ПС-Банк | Образование и наука | Контакт
«ПрофиСтарт» Республика Бурятия, 2009