Главная Ваш Е-офис ПС-Банк Образование и наука Контакт

ВизиткаОпросыПочтаПубликацииГруппы

01.02.2011 4:04 - Тема урока: Цветок – генеративный орган, его строения и значение.

Рейтинг публикации: популярно (0), полезно (0)

Автор: Семенова Ольга 

Тема урока: Цветок – генеративный орган, его строения и значение.

Цель урока: Изучить особенности строения цветка их многообразия и соцветия.

Задачи:

Образовательная:

• Ознакомить учащихся со строением цветка, соцветием, его значением в жизни растений, познакомить с видами растений. Привить практические умения и навыки по распознанию и охране цветов.

2.Развивающие:

Развивать умения сравнить соцветия цветков. Развить любознательность, интерес к предмету.

3. Воспитательная:

Воспитать любовь и бережное отношение к природе, интерес к предмету.

4. Валеологическая: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация урока на тему: «Строение цветка и его соцветие», гербарии, муляжи цветка картофеля и дикой редьки.

Ход урока.

1. Этап. Организационный момент.

2. Этап. Повторение пройденного материала «органы цветкового растения». В начале урока вспомним. Что мы называем побегом? (Побегом называем стебель с листьями и почками, выросший в течение одного вегетативного периода).

Кроссворд по теме: «Побег». (взаимопроверка)

Мы вспомнили тему прошлого урока

(Анализ по кроссворду).

3.Этап. Изучение новой темы.

1.Мотивация

Нет ничего прекраснее цветов

Пришедших в палисады и жилища

Они пришли из глубины веков.

Чтоб сделать жизнь

Возвышенной и чище.

С. Красиков.

- О чем это стихотворение?

- Для чего они пришли в нашу жизнь?

Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызвать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживания. И всё же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов. То есть цветы широко вошли в жизнь человека. Наиболее торжественные и радостные дни в нашей жизни мы стараемся отметить цветами и дарим цветы тем, кого любим. О цветах сочиняют стихи, поют песни, о них сложно много красивых легенд и преданий. У себя в квартирах люди заводят цветущие растения, часто привозя их с отдалённых концов земного шара. Сейчас растения уже не цветут, но в классной комнате, цветёт пеларгония, фиалка привезенные с самого юга Африки. Все мы любим цветы.

У вас было д/з нарисовать цветок и подобрать или сочинить небольшое четверостишье к своему рисунку. (группа читает стихи о цветах)

Как вы думаете, для чего растению нужен цветок? Цветок – это орган семенного размножения. (запишите в тетрадь)

2. Работа с источником информации

(Найти в ученике о цветке)

Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег.

Какое строение имеет цветок? (Работаем с терминами подписать строение цветка) Работа в группах обсуждения.

3. Обмен информацией

Строение цветка.

Цветок состоит из цветоножки, её расширенная часть называется цветоложем. Выше она переходит в чашечку состоящих из лепестков. Главные части цветка – пестик и тычинки. Тычинки – мужской орган размножения растений, состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревает пыльца. Пестик – женский орган размножения, он состоит из рыльца, столбика и завязи. Вокруг главных органов цветка расположен околоцветник.

Околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки_ это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики образуют чашечку. У некоторых растений, например у гвоздики, чашелистики нижними частями срастаются в трубку, у других например пеларгонии (герани ) чашелистики не срастаются (раздельнолистная чашечка)

Чашечка выполняет следующие функции:

1) Защитная (защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.)

2) В зелёных чашелистиках протекает процесс фотосинтеза.

Венчик – внутренняя часть околоцветника состоит обычно из яркоокрашенных крупных лепестков. Венчик раздельнолепестной и сростнолепестной. Если околоцветник состоит из чашечки и венчика, то его называют двойным. Если околоцветник состоит только чашечки, то такой околоцветник называют простым.

Функции. Венчика.

1. Привлечение насекомых опылителей;

2.Защита главных частей цветка

Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называются однодомными.

У некоторых растений цветки раздельнополые, или только тычиночные.

Если тычиночные и пестичные цветки образуются на одном растении, то это растение называется однодомным. (Огурец, берёза, кукуруза)

Если они формируются на различных растениях, то такое растение называется двудомным (тополь, ива)

Вывод.

Физминутка для глаз.

Сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке.

Слайды сопровождаются музыкой, дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазами.

Соцветие - это группа цветков, расположенных определённым образом на данном цветоносном стебле или цветоносе.

Иногда на побеге образуются цветки, собранные в группы- соцветия:

кисть цветки расположены поочерёдно на длинном цветоносе (ландыш, черёмуха, смородина, акация).

Корзинка (Одуванчик, ромашка ,мать и мачеха) имеет расширенную, как чаша, мясистую цветоносную ось. На ней расположено множество мелких цветков, по краям окружена крупными листьями (объвёркой)

Головка очень укорочена и утолщена цветоносная ось.

Цветки сидячие или очень на коротких ножках (клевер)

Практическая работа определи соцветие (сделай вывод о значение соцветия для растений)

Вывод. Биологическое значение соцветий, в том что собранные в них мелкие цветки лучше заметны и удобны для опыления ветром, так как летящая пыльца встречает на своём пути целую группу цветков

Почему нужно беречь цветы у растений?

Что мы знаем о Красной книге? (Сообщение)

Стихотворение. «Красная книга- Красная»

Сообщение «О купальнице»

Учитель. Сегодня когда многим дикорастущим цветам грозит опасность исчезнуть с лица планеты, звучат актуальные слова Р.Гагора.

«Цветы не для того, что рвать в охапку, а для того, чтобы мы их красоту ценили бескорыстно, там где они растут.»

Любое сорванное цветущее растение – безвозвратно погибающий организм!

Криптограмма. Цветок – это видоизменённый побег.

Берегите –природу!

Итог урока:

Мы изучили строение цветка и его значение в природе и жизни человека. Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег.

Оценки за урок

Задание на дом §23

Составить кроссворд по теме «Цветок»

Самоанализ урока.

Урок проводился в 6 классе, присутствовало 8 человек.

Это 14 урок в системе календарно тематического планирования по учебнику И. Н. Пономарёва «Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники» 6 класс в теме «Органы цветкового растения» (18ч), в разделе «Растения».

Изучение темы проводилось после полученных знаний (строение и значение побега, стебля, )

Данный урок имеет межпредметную связь с предметом, экология

Тип урока:

• Комбинированный

Методы:

• Частично поисковый

• Проблемный

• Индуктивный.

• Наглядный.

Форма организации:

• Фронтальная

• Групповая.

• Индивидуальная.

1. Этап: Организационный момент.

Его психолого – педагогическая задача – обеспечить нормальную обстановку для работы. Класс к уроку готов. Учащиеся в работу включились.

Дидактическая цель: Создать условия для осознания новой учебной информации.

2. Этап: Всесторонняя проверка знаний.

Фронтальный опрос по теме «Побег» и разгадывание кроссворда.

Проверка знаний:

1.Активизирует умственную деятельность учащихся.

2.Помогает учащимся лучше осознать пройденный материал.

3. Развивает внимание память учащихся.

Показателем выполнения учебно – воспитательной задачи этапа является;

1. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний: отвечали, дополняли, исправляли.

2. Закрепление, уточнение осмысление знаний учащихся.

3 Этап: Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.

Входной контроль. Определение . Что мы называем побегом?

Решение кроссворда «Побег».

Задачи:

1.Образовательные:

• Ознакомить учащихся со строением цветка, соцветием, его значением в жизни растений, познакомить с видами растений. Привить практические умения и навыки по распознанию и охране цветов.

2.Развивающие:

Развивать умения сравнить соцветия цветков. Развить любознательность, интерес к предмету.

3. Воспитательные:

Воспитать любовь и бережное отношение к природе, интерес к предмету.

4. Валеологическая: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке.

Учебно-воспитательная задача этапа:

Ознакомить и целенаправить познавательную деятельность учащихся через самостоятельную работу с учебником и наглядным пособием.

Проблема перед учащимися поставлена, ответ на которую они дают после обсуждение в своей группе, через самостоятельную работу – метод частично поисковый.

Форма познавательной деятельности - групповая

4.Этап: Усвоение новых знаний.

1.Метод частично поисковый: работать с учебником

И. Н. Пономарёва «Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники».

2.Форма работы в группе воспитывает в учащихся самостоятельность, терпеливость, умение выслушать.

Приобретают умение определять соцветия, так же читать криптограммы.

5.Этап: Проверка понимания учащимися нового материала.

От каждой группы выступают. Делают обобщение.

Индуктивный метод обучения от частного к общему: Учащиеся обобщают выводы и дают определения Что такое цветок и соцветие?

С работой учащиеся справились.

6.Этап: Информация для учащихся о домашнем задании.

Сообщаю учащимся о домашнем задании. § 23. Составить кроссворд «Цветок».

Подвожу итог урока.

Выставляю оценки за урок

ВЫВОД: Любое сорванное цветущее растение – безвозвратно погибающий организм!

План-конспект урока + презентация к уроку биологии по теме "Цветок – орган семенного размножения"

Михальчева Татьяна Михайловна, учитель биологии

Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии

________________________________________

Структура и тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: Изучить особенности строения и многообразия цветков; привить практические умения и навыки по распознанию и охране цветков.

Метод: Рассказ, беседа, работа с учебником, лабораторная работа.

Оборудование: живые цветки (глоксинии, примулы, герани, бальзамина и.т.д.); консервированные цветки вишни, яблони, кукурузы; модель цветка, таблица, лупы, лабораторное оборудование, компьютер «ViewSonic».

Ход урока

I. Индивидуальный опрос.

1. Размножение растений корневыми отпрысками.

2. Размножение растений корневыми черенками, листьями.

3. Работа по карточкам. (Учащиеся выполняют за партой в тетрадях).

II. Новая тема.

Эстетическое воспитание. (Приложение 1)

1. Перед изучением нового материала учитель зачитывает строки из поэмы В.Солоухина:

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на Земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

2. Рассказ учителя. Значение цветка.

3. Строение цветка – рассказ учителя с элементами беседы.

а) Вспомните какое строение имеет цветок?

Приложение 2

4. Рассказ учителя. Цветки правильные и неправильные. Формула цветка.

5. Для изучения строения цветка, проводится лабораторная работа по инструктивной карточки учебника стр.128 §28 (В.В.Пасечник)

«Строение цветка»

1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки, пестик.

2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

3. Рассмотрите строение тычинок под лупой.

4. Рассмотрите строение пестика под лупой.

5. Определите, какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной.

6. Составьте формулу изученного цветка.

III. Закрепление. (Беседа. Фронтальный опрос).

1. Из каких частей состоит цветок?

2. Назовите главные части цветка?

3. Каково строение пестика и тычинок?

4. Почему нужно беречь цветы у растений?

Вывод: Любое сорванное цветущее растение – безвозвратно погибающий организм!

При изучении строения цветка очень важно обратить внимание на их красоту – неисчерпаемый источник вдохновения и радости для человека. ( Презентация).

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок», - говорил Х.Х. Андерсен.

Сегодня, когда многим дикорастущим цветам грозит опасность исчезнуть с лица планеты, звучат актуально слова Р.Гагора:

Цветы не для того, чтобы рвать в охапку,

А для того, чтобы мы их красоту

Ценили бескорыстно

Там, где они растут.

Игра: Знаешь ли ты строение цветка.

(Учитель читает текст, а ребята внимательно слушают, если есть ошибка, то ребята хлопают в ладоши. Учитель спрашивает ученика, он исправляет ошибку).

Осевая часть цветка, на которой расположены все его части, носит название венчик (цветоложе). Двойной околоцветник состоит из венчика и чашечки. Чашечка цветка образована лепестками (чашелистиками), а венчик чашелистиками (лепестками). Околоцветник выполняет функцию – защищает главные части цветка. Главные части цветка – это завязь и венчик (пестик и тычинки). Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, пестик – из рыльца, столбика и цветоножки (завязи).

Оценки за урок.

Домашнее задание: § 28. вопросы в конце параграфа.

Учебник биологии (В.В.Пасечник)

Сделать аппликацию «Строение цветка»

Приложение 1

Пестик, тычинки – главные части цветка.

рыльце тычиночная нить

столбик пыльник

завязь

околоцветник венчик, чашечка, чашелистики

двойной простой

вишня тюльпан Модель цветка, таблица.

картофель

цветоножка цветоложе

семязачатки (семяпочки) - Новое слово.

Цветки

Обоеполые Раздельнополые

Растения

Однодомные Двудомные

огурец ива

кукуруза тополь

крапива

конопля Работа с учебником по рисунку

Тема урока «Цветок – генеративный орган, его строение и значение».

Цель урока: Изучить особенности строения цветков их многообразия и соцветия; привить практические умения и навыки по распознанию и охране цветков.

1. Образовательная:

Ознакомить учащихся со строением цветка, соцветием, его значением в жизни растений, познакомить с видами

2.Развивающие:

Сравнить различные цветки соцветия.

3. Воспитательная:

воспитать любовь и бережное отношение к природе, развить любознательность, стремление к знаниям.

Оборудование: лабораторное оборудование, мультимедийный проектор, презентация урока на тему «Строение цветка»,таблицы «Строение цветка»

Ход урока:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Добрый день, ребята! И добрый день, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех вас на своем уроке!

2.Обощение знаний по теме «Побег». По карточкам. (Взаимоправерка)

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Сегодня на уроке вы узнает о строении цветка, и его соцветие .

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1) Строение цветка

Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.

(слайд презентации № 2)

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.

Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка.

(слайд презентации № 3)

Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение. Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльце. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

(слайд презентации № 3)

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

(слайд презентации № 4)

Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. У яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку.

(слайд презентации № 5)

Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. А у паслена черного лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики раздельнолепестные и сростнолепестные.

Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем.

У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой околоцветник называют двойным. У тюльпана все листочки околоцветника одинаковые. Такой околоцветник называют простым.

Цветки ивы (рисунок 101 страница учебника 127) не имеют околоцветника. Их называют голыми.

(слайд презентации № 6)

Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей).

(слайд презентации № 7)

Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки (рисунок 100 страница учебника 127). Такие цветки называют раздельнополыми.

(слайд презентации № 8)

Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями (рисунок 101 страница учебника 127), так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.

2) Формула цветка

Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

Ч – чашечка,

Л – лепестки,

Т – тычинка,

П – пестик,

1 – неправильный цветок,

* - правильный цветок,

- пестичные (женские) цветки,

- тычиночные (мужские) цветки,

- обоеполые цветки,

( ) – сросшиеся части цветка,

цифры – количество частей цветка,

- число частей цветка больше 12.

Зная, условные обозначения, давайте попробуем составить формулы цветков вишни: цветок обоеполый, правильный, лепестков – 5, чашелистиков – 5 сросшихся, тычинок много, пестик – 1; василька: цветок обоеполый, правильный, чашелистиков – 5, лепестков – 5 сросшихся, тычинок – 5, пестик – 1.

Цветы являются эволюционно самым совершенным органом по структуре и функции среди других структур растения. Цветы наилучшим образом приспособлены к разнообразным условиям обитания покрытосеменных.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

(слайд презентации № 9)

1) Лабораторная работа «Строение цветка»

С целью закрепления знаний о строении цветка проведем лабораторную работу.

(слайд презентации № 10)

Ход работы:

1. Рассмотреть в учебнике строение цветка (страница 125, рисунок 97)

2. Зарисовать рисунок в тетрадь. Подписать все части цветка.

3. На муляже цветка найти: венчик, лепестки, чашелистики, цветоложе, чашечку, цветоножку. Обратить внимание на то, что цветоложе и чашелистики образуют чашечку, а лепестки образуют венчик.

4. Подсчитать количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков; составить формулу цветка и заполнить таблицу:

Название растения Количество чашелистиков Количество лепестков Количество тычинок Количество пестиков Формула цветка

2) Анаграммы «Цветок»

(слайд презентации № 11)

Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка и дайте им определение.

1. Вязазь – завязь (часть пестика)

2. Л-п-ст-к – лепесток (внутренние листочки околоцветника)

3. Чеклиток – листочек (видоизмененный лист)

4. Ц—т-н—к- - цветоножка (стебелек на котором сидит цветок)

5. Кстоибл – столбик (часть пестика)

6. Жетоцвлое – цветоложе (верхняя расширенная часть цветоножки)

7. Ч-ш-л-ст-к – чашелистик (наружные листочки околоцветника)

8. Лькинпы – пыльник (часть тычинки)

9. Т-ч-н— - тычинки (главные органы цветка)

10. Китпес – пестик (главный орган цветка)

11. О—л-цв-тн-к – околоцветник (окружает главные органы цветка)

12. Кичвен – венчик (группа лепестков вместе)

3) Загадка:

Есть чашка,

Да не разобьешь,

Есть венок,

Да не разовьешь,

Есть тычинки,

Да очень хрупки,

Есть пестик,

Да без ступки.

И все это вместе

Да на своем месте.

(Строение цветка)

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(слайд презентации № 12)

1) Учебник параграф 28

2) Оформление лабораторной работы №

3) Ответить на вопросы:

- Почему проливные дожди над садом весной могут быть причиной неурожая?

- Как вы думаете, почему цветы, опыляемые насекомыми, обладают более яркими расцветками, большим количеством лепестков?

- Почему цветки, опыляемые ветром мельче, чем цветки, опыляемые животными?

7. ИТОГИ УРОКА

1) Выставление оценок за урок

Урок окончен. Спасибо всем! Всего доброго!

Оцените публикацию: [+] [-] [полезно]
Ваша оценка:


+комментировать


Главная | Ваш Е-офис | ПС-Банк | Образование и наука | Контакт
«ПрофиСтарт» Республика Бурятия, 2009