Главная Ваш Е-офис ПС-Банк Образование и наука Контакт

ВизиткаОпросыПочтаПубликацииГруппы

30.03.2010 11:50 - Урок – проект «Сочинение по картине»

Рейтинг публикации: популярно (3), полезно (3)

Автор: Шелковникова  Татьяна Георгиевна

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: Сочинение по картине А. Пластова "Первый снег" с элементами проекта

Задачи урока:

• познакомить с жанрами живописи;

• познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;

• учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;

• привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

• способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;

• совершенствовать умение отбирать нужные для описание слова;

• формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;

• учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.

Подготовительная работа:

-Стихи;

- сообщения детей;

- Орфографическая подготовка на предыдущих уроках.

Оборудование:

• Презентационный материал по содержанию. Карточки со словами.

• картина А.А.Пластова “Первый снег”

• материал о жизни и творчестве Пластова

• литературные произведения известных авторов.

Виды деятельности на уроке:

1. Эвристическая беседа

2. Сообщение учащегося (с элементом исследования)

3. Представление компьютерной презентации

4. Работа учащихся с интерактивной доской

Метод обучения: частично-поисковый (эвристический)

Урок с элементами проекта и межпредметными связями русского языка, литературы, ИЗО, окружающим миром.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Актуализация опорных моментов

- Ребята, мы продолжаем работу над развитием устной и письменной речи. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов. Мы учились писать:

• Сочинения на основе прочитанного.

• Сочинения по наблюдениям.

• сочинение по данному началу.

• Сочинение-описание предмета.

• Сочинения по материалам экскурсий.

- Тема сегодняшнего нашего урока «Сочинение - описание по картине А. Пластова "Первый снег" с элементами проекта»

1.Что же такое проект? (2 слайд)

Проект - это "пять П":

• Проблема,

• Проектирование (планирование),

• Поиск информации,

• Продукт,

• Презентация.

2. А как можно сформулировать нашу проблему?

(Как писать сочинение по картине?)

- Это для нас проблема? Да.

- А как мы ее можем решить? Какие задачи поставим перед собой?

Нужно помнить! Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

3. Вступительное слово

- Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь.

- Что такое живопись? (ответы детей)

Мир живописи богат и сложен. Для того, чтобы вступить в него не как в тёмный лес, давайте познакомимся с основными жанрами живописи. (Небольшие сообщения детей о жанрах живописи) (Презентация Слайды 4, 5).

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося русского художника А. Пластова. (Видеосообщение учащейся)

(А.А. Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Прадед, дед и отец Пластова тоже были живописцами. Сам он начал рисовать с раннего детства и юношей дал себе клятву «быть только живописцем и никем более». Он был влюблен русскую природу, в деревенскую жизнь.

С 1920 по 1930 г Пластов работает над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. Пожар в мастерской художника уничтожил все его ранние работы.

С 1935 г Пластов пишет преимущественно жанровые картины, проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской деревни и ее людей. С большой проникновенностью художник прославляет благородный труд и духовную красоту сельских жителей.

Его работам свойственна непринужденная простота композиции с расположением крупных фигур обычно на переднем плане и мажорная яркость красок. А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям. Это «Летом», «Полдень», «Сенокос», «Первый снег», «Фашист пролетел»).

- В творчестве Пластова нашли отражение и суровые годы Великой Отечественной войны.

(6 -11 слайд)

- По одной из его картин напишем сегодня сочинение – описание. (12 слайд)

2. Подготовка к восприятию картины.

- Прочитайте название картины. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)

- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

3. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.

(Читают подготовленные дети)

1) - Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

2) А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:

…Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.

- Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

- Как говорит Бунин о том, что снег идет? (“Снегом понесло”). Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло.

3) Ученик читает стихотворение собственного сочинения о снеге.

4. Рассматривание картины. (слайд 13)

- К какому жанру вы отнесёте эту картину?

- Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

5. Беседа по содержанию картины.

- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

6. Речевая подготовка к сочинению. (слайд 13)

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

снег мальчик

девочка берёза

тона картины Настроение детей

Небо лошадь

- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега (слайд 14).

снег Как стеклянный дождь Укрыл землю

Очень к лицу земле Порошил

Как чистые капли воды Щекотал лицо

Белая скатерть полей Кружился

Лебяжий пух земли Порхал

Робкий и тихий Танцевал

Пушистый и мохнатый Опускался большими хлопьями

Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Попросить не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.

- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)

- Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

7. Работа со словарем настроений (у детей на парте карточки со словами)

- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей (слайд 19).

радость восторг волнение

удивление восхищение беспокойство

испуг грусть интерес

Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

8. Выявление изобразительных средств картины.

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)

- А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)

- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

9. План сочинения:

-Я предлагаю вам такой план написания сочинения: (слайд 22)

1. Первый снег глазами художника.

2. Первый день зимы.

3. Радость детей.

4. Цвет и настроение картины.

5. Моё отношение к картине.

- Ваши предложения. Какой пункт плана можно отнести ко вступительной части? Основной? Заключительной?

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на слайде. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.) (слайд 23)

- Постараемся в своих сочинениях избегать ненужных повторов. Поработаем над подбором синонимов:

Картина, произведение живописи, полотно

Художник, автор картины, живописец

Изобразил, показал, запечатлел, передал

- Если трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А.С.Пушкина, И.А.Бунина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и др. Это и будет началом вашего сочинения.

10. Орфографическая подготовка. (Проводится на уроках ранее, дети ведут записи в тетрадях.)

11. Написание учащимися сочинения сначала в черновике, а потом в чистом варианте.

12. Самопроверка сочинений.

13. Презентация, защита.

Оцените публикацию: [+] [-] [полезно]
Ваша оценка:


+комментировать


Главная | Ваш Е-офис | ПС-Банк | Образование и наука | Контакт
«ПрофиСтарт» Республика Бурятия, 2009